Больше половины вертолетов санитарной авиации в Казахстане не соответствует требованиям. На весь южный регион, к примеру, работать может всего одно судно, и то, борт способен пролететь только 500 километров.
Беспокоит не отсутствие удобств, а оснащённость воздушных судов. Многие из них отдалённо можно отнести к санавиации, ведь медицинского оборудования в них попросту нет.
Вызвать вертолет на дом – это не по карману рядовому казахстанцу. Тем более, нужно будет собрать кипу разрешительных документов. Впрочем, пока мобильная бригада санавиации за свои услуги денег не берёт.
На борту - пациент. В тяжелом состоянии. Осложнения во время беременности настигли неожиданно. Женщину экстренно доставляют в Алматы - из отдалённого аула области.
«Машина на подъезде, сейчас она подъедет, берём каталку и дальше вытаскиваем пациентку и прикладываем на нашу каталку и едем в больницу», - говорит врач.
Пока фельдшеры меряют давление и проверяют сердцебиение - на взлётную площадку прибывает реанимобиль.
В течение получаса, женщину доставили в центр акушерства и гинекологии. Пациентку сразу забрали в реанимацию. Позже врачи сообщат: жизням матери и ребёнка ничего не угрожает. Пациентку привезли вовремя.
«Сначала года в наш центр акушерства и гинекологии поступило около 2000 тысяч женщин со всего Казахстана. Из них по санавиации сначала года доставлены по линии санавиации около 100 женщин с тяжёлой экстрогенитальной патологией», - сказала заведующая приемным отделением Научного центра акушерства, гинекологии и приматологии Министерства здравоохранения РК Гульфайруз Бисалиева.
Ежедневно в санавиацию поступают десятки звонков из больниц других регионов или отдалённых аулов. Перед вылетом на место вызова, врачи знакомятся с результатами анализов и устраивают консилиум с местными коллегами - на расстоянии. Нужно убедиться, что пациента примут медучреждения и удостовериться, что человека необходимо экстренно транспортировать. Ведь казне каждый вылет обходится недешево.
«Вертолётный парк, где-то около 500 тысяч, может чуть больше за час полёта. Воздушные суда малой авиации, самолёты, тоже в этих пределах - около 600 тысяч. А за Як-40, это более миллиона, стоимость часа, это один час, но всю эту стоимость соответственно покрывает государственный бюджет», - сообщил врач мобильной бригады Республиканского центра санитарной авиации Елена Рябинина.
За шесть лет, столько прошло со дня образования службы - бригада медиков совершила более 10 тысяч вылетов. На боевом дежурстве санавиации - 35 авиасудов - из них 21 самолёт и 14 вертолётов. Правда не все типы авиационных машин, как выяснилось, соответствуют международным стандартам перевозки тяжелобольных.
«Частично соответствует ЯК-40, потому, что у него герметичный салон. Сами понимаете, вот эти перепады давления, на нём мало ощущаются. Остальные суда, вот у нас есть АН-2, он кукурузник, одномоторный самолёт. Пациенты очень плохо переносят транспортировку и, конечно же, АН-28 тоже не подходит», - рассказала врач мобильной бригады Республиканского центра санитарной авиации Елена Рябинина.
Получается, что всем требованиям отвечает только один вертолёт. На него и делают ставку врачи. Это современный еврокоптер ЕС145. Авиасудно предназначено для транспортировки тяжелобольных. На борту имеется всё необходимое оборудование для оказания медпомощи. Такой вертолёт может без дозаправки преодолевать расстояние в 500 километров всего за несколько часов.
В подмогу еврокоптеру вскоре закупят и новые суда, и новое оборудование. Правда, когда именно обновится авиационный парк - неизвестно. Санавиация требует колоссальных вложений.
Ильзат Акчурин, Асет Кундакпаев, ТК «Алматы»