Эпоха разбитых судеб: Карткожа Тоганбаев

31.05.2017 в 12:16

За 20 лет сталинской зачистки пало около миллиона человек по всему Союзу. Жертвами политического террора в страшные 30-е годы стали крестьяне, ученые, писатели. Без суда и следствия убили Карткожу Тоганбаева.  Цикл репортажей о тех, кто подвергся гонениям в кровавые 30-ые годы прошлого столетия, продолжается.

Толеш Тоганбаев - сын репрессированного. О трагической судьбе папы Карткожы Тоганбаева  - родные знают не много, только то, что рассказывала при жизни мама - Шайда. Отец входил в Союз писателей. Он переводил школьные учебники на казахский язык. Параллельно работал редактором в учебно-педагогическом издательстве, после его перевели в Казахский научно-исследовательский институт Марксизма и Ленинизма. Оттуда переводчика и увезли в НКВД.  

«Мама говорит пришли утром, утром пришли почему-то. Все документы посмотрели и все забрали, все унесли, даже диплом об окончании высшего образования не оставили. Но должны были оставить, обычно опись составляется же, но мама то не знает. А я написал в КГБ, говорят, нет, ни имеется никаких документов, фотографий ничего нет. И ничего не дали», рассказал сын Карткожи Тоганбаева Толеш Тоганбаев.

Отец был добрым и отзывчивым, рассказывает Толеш Тоганбаев. Он многим жертвовал ради своих родных: помогал каждому, кто обратится. Но в день ареста, с горечью рассказывает сын, о папе забыли все. Тогда мать Шайда Тоганбаева осталась одна с двумя маленькими детьми на руках.

 «Они тогда проживали по улице Кирова, после ареста главы семейства маму вместе с детьми выгнали в подвал. Тогда ребятишки заболели корью, старший скончался от болезни. Мама Шайда первое время часто навещала мужа, ей говорили, что его посадили на 10 лет. А оказалось, просто обманывали», - сообщила сноха Карткожи Тоганбаева Балташ Казыхан.

Арестовали Карткожу Тоганбаева 22 октября 1937 года. А 28 февраля 38-го расстреляли в застенках народного комиссариата.  Родные до последнего не верили в это. Они ждали и надеялись, что глава семьи вернется, пока не получили справку о посмертной реабилитации.

 «В 56-м году я видел то закрытое письмо, в институте нам студентам зачитывали. Я так расстроен был. Ну, как это расстреливать человека без причины. А вообще, если расстреляли, то место захоронения показали бы, сообщили бы семье, что он ушел, все, вот такое совершил преступление. Нет, не сообщали. Через 20 лет мы получили извещение, что он реабилитирован, а потом свидетельство о смерти выдали, там причина смерти не указана», - вспоминает сын Карткожи Тоганбаева Толеш Тоганбаев.

Согласно архивным документам в 37-38-х годах - за ночь могли привести в исполнение приговор сразу нескольким десяткам человек. Зона казни была строго засекречена. Тщательно скрывалось и место захоронения. А потому Толеш-ата, как и тысячи других потомков репрессированных, до сих пор не знает, где находится могила отца.

Мадина Исюмбаева, Мурат Тайжан, ТК «Алматы»