12 тысяч казахстанцев на сегодня официально признаны банкротами. А претендовали на этот статус почти 100 тысяч человек, но большинству из них отказали. Те, кто получил одобрение - теперь не могут в течение 5 лет брать кредиты. Подробнее о банкротстве физических лиц в прямом эфире телеканала Аlmaty.tv рассказал финансовый аналитик Арман Бейсембаев.
Какой главный критерий необходим, для того чтобы подать заявление на банкротство?
- Критерий один, если вы не можете обслуживать свои долги. То есть, у вас нет источников дохода, у вас нет перспектив получения этого источника дохода, то есть когда у вас нет работы, когда у вас нет никакой вероятности, что вы сможете обслуживать эти долги и способность обслуживать эти долги она стремиться к нулю - тогда у вас есть возможность подать на банкротство. То есть вы признаетесь, вы как бы расписываетесь в собственной неплатежеспособности и подаете на банкротство.
А почему так много отказов получают казахстанцы?
- В принципе в большинстве случаев это связано с тем, что саму процедуру банкротства воспринимают несколько неправильно. По суммам не укладываются, потому что там же есть как бы разделение есть попытка урегулирования, то есть медиация, потом досудебное банкротство и, собственно говоря, судебное банкротство в зависимости от того какую вы процедуру выбираете. Надо все-таки понимать, что внесудебное банкротство и даже судебное банкротство является мерой последней инстанции, то есть, в том случае, когда все иные способы и возможности урегулировать этот долг они исчерпаны. Только в этом случае вы собственно говоря подаете на банкротство перед этим с вами работают и пытаются урегулировать долг, чтобы вы в любом случае имели хоть какую-то возможность его обслуживать.
Будет ли дорабатываться закон о банкротстве физических лиц?
- Насколько я понимаю - закон сыроват, то есть здесь, наверное, вопросы к юристам, потому что это все-таки их епархия. Есть определенные сложности. Как я понимаю, большой критике подвергается само количество людей, которые подают на банкротство, в целом закон есть. Понятно, что его еще будут отшлифовывать, его будут еще отрабатывать. Какие-то нормы будут улучшать может где-то снижать пороги, где-то увеличивать пороги и т.д. То есть это уже такая бюрократическая процедура она будет идти беспрерывно, она и до сих пор идет. Какие-то нормы, которые туда заложены, окажутся не рабочими, со временем их надо будет скорее всего из закона убирать, а какие-то нормы наоборот появятся со временем или есть какая-то необходимость ввести какие-то новые. И, собственно говоря, работа над законом она никогда не останавливается, какие-то поправки, исключения они идут.
Читайте также: Как в Алматы сдерживают рост цен на социально-значимые продукты