Между небом и землей: сотрудникам авиакомпании Bek Air уже больше года приходится выживать. Они до сих пор не уволены, поэтому не могут устроиться на новую работу. Зарплаты нет, все документы и личные дела изъяты. Чья вина и, кто несёт ответственность за людей, неповинных в случившемся? Корреспондент Almaty.tv встретился со вторым пилотом Bek Air и узнал, что людям приходится в буквальном смысле выживать.
Будто вновь 90-е в отдельно взятом коллективе. Прошло больше года, а сотни сотрудников авиакомпании Bek Air до сих пор не могут найти новую работу. Парадокс в том, что они все еще числятся на прежнем месте работы. Вот и приходится работникам авиации перебиваться случайными заработками. Одни ушли в торговлю, другие в такси.
Личные дела пилотов и само лётное дело были изъяты следствием. Офис авиакомпании, по словам сотрудников, закрыт и опечатан. После трагедии с "Фоккер - 100", унёсшей жизнь 12 человек в декабре 2019 года, авиаперевозчик собрал на планёрке коллектив, объяснив, что это временные трудности. Даже была выплачена заработная плата за январь, но с приходом пандемии ситуация ещё больше осложнилась, делится наболевшим 2-й пилот Иван Кирчу.
"С этой пандемией всё остановилось, с этим стало гораздо сложнее для человека найти работу, особенно для пилотов, когда все самолёты практически остановились, вот...Мне приходилось работать у брата в магазине, где разливные напитки, где продавал просто пиво", - заявил пилот авиакомпании Bek Air Иван Кирчу.
В стаж 2-го пилота входит 3000 тысячи часов в воздухе и 8 лет опыта работы в двух казахстанских авиакомпаниях. Мужчина рад бы вновь подняться в воздух, но получить трудовую книжку и квалификационные сертификаты он не может. Здесь стоит вспомнить, что почти год назад вопрос с трудоустройством должны были решить.
Необходимо отметить, что Авиационная администрация Казахстана и Комитет гражданской авиации помогут найти освобождающимся сотрудникам АО Bek Air альтернативную работу. В ближайшие дни будет создан специальный сайт, где сотрудники авиакомпании могут зарегистрироваться для поиска работы.
Между тем, сотрудники авиакомпании до сих пор не могут зарегистрироваться как безработные, а в период режима ЧП не имели возможности претендовать даже на положенное пособие для самозанятых в размере 42 500 тенге. Как пояснила эксперт Айсулу Насыр, без вмешательства суда здесь не обойтись.
"Для того, чтобы им истребовать свои личные дела, сотрудникам нужно обратиться в Управление по расследованию авиационных происшествий и инцидентов, созданное при Министерстве инвестиций и инновационного развития, второй орган - это главная транспортная прокуратура и Комитет гражданской авиации. В суде будет уже установлено, что досудебный порядок по истребованию этих документов соблюдён и у суда уже не будет оснований для того, чтобы им отказать в этом", - отметила юрист Айсулу Насыр.
Многие сотрудники уже и не претендуют на компенсацию. Им бы трудоустроиться и забыть, как страшный сон, прежнее место работы.
"На сегодняшний день, всё, что меня интересует - это моя трудовая книжка, где записан мой трудовой стаж. Это мне нужно и, чтоб меня с компании уволить. То есть у меня никаких претензий к компании нет на сегодняшний день", - добавил Иван Кирчу.
Остаётся надеяться, что нелогичность ситуации будет исправлена профильным ведомством, куда не раз обращались пострадавшие. А пока бюрократический моховик запущен, люди вынуждены "крутиться", чтобы прокормить свои семьи.
Роман Нощенко, Медет Саматулы, Скандарбек Тогуспаев, телеканал "Алматы"